Выставки музейного комплекса "Палаты Строгановых"

МБУК Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых»

Адрес: 618460, Пермский край, г. Усолье, ул. Спасская, 36

Телефоны:

8 (3424) 42 20 87,

8 (3424) 42 21 11 (бухгалтерия)

Режим работы:   СР-ВСКР: 10.00 – 17.00

                              ПН, ВТ – по заявкам

E-mail: kalina_stas@mail.ru, nattarina@mail.ru

Информационный сайт: http://pstroganov.com

Директор: Хоробрых Станислав Валерьевич

 

  1. Обзорная экскурсия по архитектурному комплексу:

 

Взрослый – 70 руб./чел.

Детский – 50 руб./чел.

 

4. Мастер-классы в керамической мастерской «Палат Строгановых»

Взрослый – 200 руб./чел.

Детский – 200 руб./чел.

 

Взрослый – 150 руб./чел.

Детский – 100 руб./чел.

 

Посещение музея без экскурсии:

Взрослый – 50 руб.

Детский – 30 руб.

 

Экскурсионное обслуживание по залам музея (группы более 6 человек):

Экспозиции музея «ПАЛАТЫ СТРОГАНОВЫХ»:

22.12.2018 – 30.01.2019

«Оренбургский пуховый платок»

г. Оренбург, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

В музее «Палаты Строгановых» начинает работу уникальная выставка «Оренбургский пуховый платок» из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. На выставке отражена история пухового промысла с конца XVIII до начала XXI вв., представлены наиболее яркие образцы изделий оренбургских мастеров.

Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это теплая тяжелая шаль и тонкий легкий ажурный платок – паутинка. Оренбургский промысел изготовления платков - единственный в своем роде, аналогов ему не существует. Как и 200 лет назад, все операции по изготовлению платка выполняются вручную.

В основе декоративного оформления оренбургского платка лежит геометрический орнамент. Он покрывает все поле оренбургской паутинки. Сочетание ромбов, квадратов, зигзагообразных и прямых линий, кругов и шестиугольников, собирается и выстраивается по своим законам и порядкам в ясную и логическую композицию.

Оренбургский пуховый платок – это пример классического народного промысла, которому свойственны традиционность, исполнительская преемственность, вариантность, коллективность и ручная работа. В совокупности это образует единое целое, позволяющее считать его большим художественным явлением.

В «Палатах Строгановых» вы сможете увидеть знаменитые на весь мир пуховые платки, выполненные лучшими мастерицами пуховязания, купить литературу и видео материалы с информацией об оренбургском пуховом промысле, а также и приобрести коллекционный экземпляр.

 

22.12.2018 – 30.03.2019

«Генезис»

г. Екатеринбург, Екатеринбургский государственный архитектурно-художественный университет

В канун Нового года музей «Палаты Строгановых» открывает выставку, посвященную одному из самых интересных и неординарных направлений современного искусства – художественному текстилю. Свои работы на выставке представят 19 художников из Уральской государственной архитектурно-художественной академии г. Екатеринбурга. Среди них: Евгения Андрюкова, Марина Ванышева, Алла Гончарова, Полина Гузеева, Анна Маслова и другие.

Текстильное искусство многогранно. Оно состоит не только из создания тканей посредством вязания, ткачества и кружевоплетения, но и из декорирования их посредством росписи, вышивки, аппликации, набойки. Причём данный вид искусства не фокусируется только на народных произведениях и народных промыслах, но и на изделиях текстильной промышленности и авторских дизайнерских работах.

В экспозиции наряду с классическим гобеленом можно увидеть искусно вышитые панно, изделия в технике «филейно-гипюрной вышивки», жизнерадостное искусство ковровой вышивки, а также другие направления текстильного искусства, как батик, роспись по шелку, аппликация, текстильная мозаика, коллаж.

 

07.11.2018 – 30.03.2019

«Строгановский образ», Санкт-Петербург

Ещё в 1761 году русский просветитель, академик М.В. Ломоносов обозначил задачу тщательного копирования древнерусской стенописи. Благодаря этому сохранились уникальные памятники фресковой живописи. В 1993 году в Санкт-Петербуржском Академическом институте живописи им. И.Е. Репина, в учреждении которого участвовал Ломоносов, открывается мастерская церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова, ориентированная на полное соответствие традициям. И один из главных принципов - копирование на основе тончайшего исполнительского мастерства. Работы выпускников этой мастерской сегодня украшают православные храмы России. Студенты проходят обязательную копийную практику в Русском музее и Эрмитаже.

В Палатах Строгановых открывается выставочный проект «Строгановский образ», где представлены храмовые иконы и фрески мастеров Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина из храма Казанской иконы Божией Матери, памятника города Устюжны, построенного в 1694 году на средства Григория Строганова. Через тридцать лет были построены в Усолье Палаты Строгановых, Спасо-Преображенский собор и Соборная колокольня в том же стиле «строгановского» барокко.

 

«Строгановы и Строгановка»

Строгановы одна из самых ярких дворянских фамилий, внёсших огромный вклад в культурное наследие и сформировавших свои направления в искусстве и архитектуре. «Строгановская школа» открыла имена многих мастеров в разных сферах художественного, прикладного творчества – иконописи, золотном шитье, финифти, книгопечатании.

Особая заслуга Строгановых в создании целого ряда промышленно-реальных училищ по подготовке специалистов для работы на предприятиях горнодобывающей  промышленности. В 1825 году в Москве Строганов Сергей Григорьевич на свои средства  открыл техническую школу рисования, которая называлась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам», ныне известная как Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.

Именно в Строгановке проявились характерные черты художественной культуры, благодаря которым возможности искусства стали применяться в отечественной промышленности.

На выставке представлены портреты семьи Строгановых, связанной с Пермской землей, уникальные фотодокументы, отражающие самобытность и уникальность Усольской вотчины, предметы подаренные музею наследниками усольских купцов Турзяковых, Кузнецовых, Тарасовых и других коллекционеров, а также современные работы студентов различных факультетов Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова.

 

ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ

Изразец – изготовленная из глины и обожженная «коробка» или плитка, лицевая поверхность которой покрыта эмалью или расписана цветной глазурью с рельефом или рисунками на определенный сюжет. Применяли изразцы как одиночно, так и в сочетании, на фасадах зданий и в интерьере.

Печь, сложенная из изразцов, царствовала в доме, напоминая по форме терем, замок или башню, не требовала подновлений или побелок, - достаточно было помыть её поверхность, и изразцы приобретали прежний блеск и великолепие. Первоначально облицовку для печей привозили из Польши, Германии и собирали на месте. Поэтому в форме печи надолго сохранился мотив средневекового замка, башни, а на плитках – изображения сцен из Библии, пасторальных сцен, мореплаванья, архитектурных пейзажей.

Но вскоре русские мастера освоили изготовление изразцов. Наивысшего расцвета изразечное дело достигло в XVI – XVIII веках повсеместно в России, том числе и в Прикамье. Крупнейшие центры по производству керамики и изразцов были известны в Орле-городке, Новом Усолье, Соликамске и Чердыни.

В XIX веке в России возникают крупные предприятия по производству печных изразцов. Разноцветная барочная гамма уступает место «белым» изразцам с рисунками ваз в скромном орнаментальном обрамлении, что увязывалось со строгими требованиями архитектуры классицизма.

В период реставрации Палат Строгановых  в 1954 – 1962 гг. в подпольном пространстве второго этажа было обнаружено много изразцов XVIII века. Большая часть их была передана в 1956 году в Березниковский музей, где они находились невостребованными общей массой в ящиках. В 1968 году изразцы привлекли внимание научного сотрудника музея, искусствоведа В. Цыпуштанова.

Для определения типов и видов печей по найденным изразцам были привлечены архивные материалы, в том числе несколько фотографий начала ХХ века с изображением в уже искажённом виде печей в Палатах с остатками изразцов, а также обследования аналогичных печей в домах палатного типа Москвы, Суздаля, Великого Устюга, Нижнего Новгорода и Соликамска.

По заказу Пермской научной реставрационной мастерской в 1976 году на основе изученного материала составлена документация по реконструкции 4 печей XVIII века парадного этажа Палат Строгановых:

  1. Кобальтовая (синяя) «голландская» печь с изображением бытовых сцен.
  2. Печь с витым крестовым рельефом по белому полю.
  3. Печь с «растительными» рельефами в клеймах.
  4. Печь с жёлто-сине-коричневым рельефом и картушами (щитами) по белому полю.

Последние две печи в этом списке и была восстановлены силами керамической лаборатории Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых».

Изготовлялись изразцы по старинной технологии методом формовки глиняной массы, росписью глазурями и с последующим обжигом.

Всеми работами по изготовлению, разработке технологии, сборке печи руководили профессиональный керамист Наталья Гагарина при научной консультации искусствоведа Виктора Александровича Цыпуштанова. Изготовлением и росписью изразца занималась Зинаида Калина.

Изразцовое искусство вечно – закалённые огнём, изразцы не подвластны стихиям и не поддаются разрушению временем. Пережив века оно продолжает жить, в чём вы можете воочию убедиться.

 

02.01.2019 – 31.12.2019

Проведение мастер-классов в керамической мастерской «Палат Строгановых»

Мастер-классы по изготовлению изделий из объемной и плоскостной глины под руководством ведущих специалистов по керамике Северного Прикамья.

Участники мастер-класса познакомятся с видами глиняных масс, овладеют разными техниками создания формы предмета: лепка из пластов, шара, жгутов, освоят методы декорирования гравировки, лепного рельефа, пробивных узоров.

Руководителями мастер-классов выступают Народные мастера Пермского края Зинаида Калина, заведующая ремонтно-реставрационной мастерской «Палата Строгановых» и Андрей Кузнецов, заведующий сектором декоративно-прикладного искусства музея.

Под чутким руководством Зинаиды Калиной, в музее "Палаты Строгановых" были воссозданы изразцовые печи по образцам и рецептуре XVIII века. Кроме того, изразцы, созданные в мастерской музея, явились декоративными элементами ограды вокруг часовни Михаила Романова в селе Ныроб.

Главным творческим достижением Андрея Кузнецова стало создание серии поливной посуды конца XVIII начала XX веков по образцам археологических раскопок, этнографических экспедиций в поселениях Чердыни, Кудымкара, Юсьвы, Юрлы, Усолья. Особое внимание в своём мастерстве художник уделяет изучению традиций и приёмов гончарного производства наших предков, пытаясь проявить на свет элементы декора, формы и даже воспроизвести химический состав материалов.

Работа с глиной по руководством признанных мастеров позволяет каждому участнику реализовать свои скрытые способности скульптора, художника-декоратора, дизайнера. В содружестве с опытными наставниками каждый мастеровой создаст свое уникальное произведение, которое будет неповторимым подарком для себя и своим близким