Выставки музейного комплекса "Палаты Строгановых"

МБУК Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых»

Адрес: 618460, Пермский край, г. Усолье, ул. Спасская, 36

Телефоны:

8 (3424) 42 20 87,

8 (3424) 42 21 11 (бухгалтерия)

Режим работы:   СР-ВСКР: 10.00 – 17.00

                              ПН, ВТ – по заявкам

E-mail: kalina_stas@mail.ru, nattarina@mail.ru

Информационный сайт: http://pstroganov.com

Директор: Хоробрых Станислав Валерьевич

 

  1. 1.     Обзорная экскурсия по архитектурному комплексу:

Взрослый – 50 руб.

Детский – 30 руб.

 

  1. 2.     Экскурсионное обслуживание по залам музея (группы более 6 человек):

Взрослый – 150 руб./чел.

Детский – 100 руб./чел.

 

  1. 3.     Посещение музея без экскурсии:

Взрослый – 70 руб./чел.

Детский – 50 руб./чел.

 

Экспозиции музея «ПАЛАТЫ СТРОГАНОВЫХ»:

 

25.12.2016 – 25.03.2017

«Хачатур Белый. Живопись»

Санкт-Петербург

 

Взмах руки, взгляд, движения тела способны передать больше, чем слова. У Хачатура Белого они ранимы и легки. В его картинах, как в зеркале, проступают эмоции прожитого душой – его героем и самим художником. Кажется, что ощущаешь дыхание…

Почти все его картины имеют свою историю. От того, они ещё более притягательны и чувственны.

Желание писать танцы пришло в 1993 году. Петербуржский художник наблюдал за артистами, скрываясь за кулисами Михайловского театра оперы и балета.

Картине «Юная Балерина» позировала дочь Хачатура. Танцевать она стала уже после увлечения отца живописать одно из самых пластичных видов искусства, которое замирает лишь на миг, чтобы снова вспыхнуть жизнью. Эти мгновения Хачатур Белый мастерски переносит на холст. Прикоснуться к ним вы можно на вернисаже в «Палатах Строгановых».

 

25.12.2016 – 25.03.2017

«Анатолий Заславский. Живопись»»

Санкт-Петербург

 

Проникновенными штрихами к новой выставке в «Палатах Строгановых» выступают картины петербургского художника Анатолия Заславского. Глядя на них забываешь о возрасте, о времени, о суетном. Тёплые по своему содержанию, они наполнены интимностью отражения своего внутреннего мира в восприятии внешнего. В каждой душе они способны откликнуться нежностью. Приятным воспоминанием или ожиданием чуда.

Работы Анатолия Заславского украшают выставочные залы лучших музеев и галерей России, Германии, Израиля, Франции, Америки и других стран. Есть они и в Пермской картинной галерее.

 

25.12.2016 – 25.03.2017

«Роберт Лотош. Скульптура»»

Санкт-Петербург

 

Ему подвластен любой классический материал - гипс, бронза, керамика, дерево. Нередко будущие произведения Роберта Лотоша рождаются из досок, найденных среди хлама. В них Роберт Абрамович может обнаружить стремительную диагональ, которая служит источником к вдохновению. Всё, что содержит в себе пластику, остроту и выразительность притягивает взгляд художника. И он начинает свои «танцы» в извечном стремлении к совершенству образов в скульптуре. Одним движением наносит краску на высеченные фигуры и они, обретая телесность, вершат свою судьбу.

 

25.12.2016 – 25.03.2017

«Параскева Пятница»

Константин Худяков

Москва

В 2008 году в историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых» состоялась первая выставка произведений изобразительного искусства в цифровом многомерном формате художника Константина Худякова . Она была посвящена реконструкции священных образов христианства и вызвала бурю восхищений и споров. И, безусловно, стала ярким культурным событием всего Пермского края.

Второй была «deisis/Антропология», которую Константин Васильевич подарил «Палатам Строгановых». Именно с этого широкого жеста известного во всём мире российского художника началось формирование коллекций фондов музея.

«Глаз Ангела. Не ждали», «Женщина и муха» и в 2015 году «Искусство глубокого погружения» - все эти проекты украшали в разное время выставочные залы Палат.

Доброе рождает доброе. Шикарный подарок художника Константина Худякова Усольскому историко-архитектурному музею - единственная в России четырёхмерная видеоинсталляция «deisis/Антропология» и коллекция принтов «Параскева Пятница», стала достоянием тысячи поклонников искусства. Выставка путешествовала по музеям, ключевым в истории Прикамья этнографическим, футуристическим фестивалям. С января коллекция вновь экспонируется в залах музея «Палаты Строгановых».

 

«Строгановка и Строгановы»

 

На выставке представлены портреты представителей Строгановых эпохи Отечественной войны 1812 года, уникальные фотодокументы, отражающие самобытность и уникальность Усольской вотчины, Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова, наследниками усольских купцов Турзяковых, Кузнецовых, Тарасовых и др. коллекционеров.

 

ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ

 

Изразец – изготовленная из глины и обожженная «коробка» или плитка, лицевая поверхность которой покрыта эмалью или расписана цветной глазурью с рельефом или рисунками на определенный сюжет. Применяли изразцы как одиночно, так и в сочетании, на фасадах зданий и в интерьере.

Печь, сложенная из изразцов, царствовала в доме, напоминая по форме терем, замок или башню, не требовала подновлений или побелок, - достаточно было помыть её поверхность, и изразцы приобретали прежний блеск и великолепие. Первоначально облицовку для печей привозили из Польши, Германии и собирали на месте. Поэтому в форме печи надолго сохранился мотив средневекового замка, башни, а на плитках – изображения сцен из Библии, пасторальных сцен, мореплаванья, архитектурных пейзажей.

Но вскоре русские мастера освоили изготовление изразцов. Наивысшего расцвета изразечное дело достигло в XVI – XVIII веках повсеместно в России, том числе и в Прикамье. Крупнейшие центры по производству керамики и изразцов были известны в Орле-городке, Новом Усолье, Соликамске и Чердыни.

В XIX веке в России возникают крупные предприятия по производству печных изразцов. Разноцветная барочная гамма уступает место «белым» изразцам с рисунками ваз в скромном орнаментальном обрамлении, что увязывалось со строгими требованиями архитектуры классицизма.

В период реставрации Палат Строгановых  в 1954 – 1962 гг. в подпольном пространстве второго этажа было обнаружено много изразцов XVIII века. Большая часть их была передана в 1956 году в Березниковский музей, где они находились невостребованными общей массой в ящиках. В 1968 году изразцы привлекли внимание научного сотрудника музея, искусствоведа В. Цыпуштанова.

Для определения типов и видов печей по найденным изразцам были привлечены архивные материалы, в том числе несколько фотографий начала ХХ века с изображением в уже искажённом виде печей в Палатах с остатками изразцов, а также обследования аналогичных печей в домах палатного типа Москвы, Суздаля, Великого Устюга, Нижнего Новгорода и Соликамска.

По заказу Пермской научной реставрационной мастерской в 1976 году на основе изученного материала составлена документация по реконструкции 4 печей XVIII века парадного этажа Палат Строгановых:

  1. Кобальтовая (синяя) «голландская» печь с изображением бытовых сцен.
  2. Печь с витым крестовым рельефом по белому полю.
  3. Печь с «растительными» рельефами в клеймах.
  4. Печь с жёлто-сине-коричневым рельефом и картушами (щитами) по белому полю.

Последние две печи в этом списке и была восстановлены силами керамической лаборатории Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых».

Изготовлялись изразцы по старинной технологии методом формовки глиняной массы, росписью глазурями и с последующим обжигом.

Всеми работами по изготовлению, разработке технологии, сборке печи руководили профессиональный керамист Наталья Гагарина при научной консультации искусствоведа Виктора Александровича Цыпуштанова. Изготовлением и росписью изразца занималась Зинаида Калина.

Изразцовое искусство вечно – закалённые огнём, изразцы не подвластны стихиям и не поддаются разрушению временем. Пережив века оно продолжает жить, в чём вы можете воочию убедиться.